Форум Sat-Digest Форум о спутниковом телевидении
ресурса Sat-Digest

 
 Правила форумаПравила форума   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Онлайн-транслитОнлайн-транслит   

uClan Ustym 4K PRO Sat-Integral 5052 T2

Новости российской космической отрасли
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 76, 77, 78
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Форум Sat-Digest -> Новости спутникового ТВ и технологий
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Чт Сен 04, 2025 17:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В МАИ придумали, как оптимизировать траектории полетов в дальний космос

Инженеры Московского авиационного института (МАИ) разработали новый способ оптимизации траекторий движения космических аппаратов, в том числе оснащенных электрическими двигателями, сообщает пресс-служба вуза. Метод пригодится для планирования межпланетных экспедиций к Луне и другим небесным телам, а также для проектирования межорбитального буксира.

Методика основана на передовых математических вычислениях и специальных компьютерных алгоритмах. Это позволяет ученым точно рассчитать наиболее эффективный маршрут для космического аппарата. Главная задача нового подхода — учесть совокупное влияние многочисленных внешних сил, которые действуют на корабль на протяжении всего его пути, включая гравитацию, солнечный ветер и сопротивление остатков атмосферы на высоких орбитах. Такие факторы могут показаться незначительными, но за долгие месяцы или даже годы полета их эффект накапливается, что может существенно отклонить аппарат от заданного курса.

Как отмечает доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение», сотрудник НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ Илья Николичев, предложенный метод позволяет не просто предсказывать изменения в траектории, но и точно смоделировать, как именно они произойдут: куда сместится аппарат, как изогнется его путь и, что самое важное, какое количество топлива потребуется для последующей коррекции курса и выхода на расчетную орбиту.

Особую актуальность проект приобретает в контексте разработки перспективных космических аппаратов нового поколения, таких как межорбитальный буксир «Зевс», который будет использовать сочетание электрореактивных двигателей и ядерной энергоустановки. Для таких долговременных экспедиций, как полеты к Луне или другим небесным телам, экономия топлива и точность навигации выходят на первое место. Поэтому разработка МАИ закладывает фундамент для будущих масштабных исследований Солнечной системы.

Источник:
prokosmos
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Пт Сен 05, 2025 16:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Президент РАН рассказал, что "Луну-26" запустят в 2028 году

Геннадий Красников поделился, что после подготовки необходимой инфраструктуры планируются экспедиции с участием людей.

Экспедиции на Луну с участием людей в рамках российских программ станут возможны только после создания всей необходимой инфраструктуры с помощью автоматических аппаратов, а ближайшую орбитальную станцию "Луна-26" запустят в 2028 году. Об этом заявил президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников.

"Экспедиции на Луну с участием людей в рамках российских программ предусмотрены за горизонтом текущего федерального проекта. Они станут следующей фазой освоения спутника - после создания всей необходимой инфраструктуры с помощью автоматических аппаратов", - рассказал глава РАН. По его словам, машины вполне могут справиться с большинством исследовательских задач: поиском и разведкой полезных ископаемых, размещением и установкой научного оборудования, а также подготовкой Луны к использованию в качестве промежуточной базы для межпланетных перелетов.

"Ученые сейчас разрабатывают соответствующие технологии. В следующем году Совет РАН по космосу представит детальную программу лунных роботизированных миссий", - сообщил Красников. Что касается ближайших миссий на спутник Земли, то, в соответствии с текущими планами, орбитальную станцию "Луна-26" запустят в 2028 году. Ее главной задачей станет выбор подходящих посадочных площадок. Затем, в 2029 и 2030 годах, на Южный и Северный полюсы Луны будут направлены посадочные модули "Луна-27.1" и "Луна-27.2". "Еще через три-четыре года состоится миссия "Луны-28", которая доставит на Землю образцы лунного грунта. Также будет запущена орбитальная станция "Луна-29". Помимо исследований, она будет выполнять функции ретранслятора. В 2035-2036 годах к спутнику отправят "Луну- 30" с тяжелым луноходом для длительных научных изысканий", - рассказал Геннадий Красников.

Президент РАН рассказал также об интересе российских ученых к Венере. По его словам, Россия рассматривает Венеру как приоритет в изучении объектов Солнечной системы. В соответствии с планом, новая российская автоматическая межпланетная станция "Венера-Д" будет запущена в 2036 году.

Источник:
tass
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Пн Сен 08, 2025 16:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Миссия "Венера-Д" вошла в нацпроект по космосу

Работу над проектом начнут в январе 2026 года, сообщил заведующий отделом физики планет Института космических исследований ИКИ РАН Олег Кораблев.

Создание и запуск автоматической межпланетной станции "Венера-Д" вошло в национальный проект по освоению космоса. Эскизное проектирование планируется начать в январе 2026 года - одновременно с началом реализации нацпроекта, сообщил заведующий отделом физики планет Института космических исследований (ИКИ) РАН, член-корреспондент РАН Олег Кораблев.

"Деньги уже выделены. "Венера-Д" вписана в нацпроект "Космос" - этот вопрос решен уже на уровне правительства", - рассказал Кораблев к 55-й годовщине запуска "Венеры-7", ставшей первым космическим аппаратом, мягко приземлившимся на Венере.

Ученый рассказал, что эскизное проектирование стартует одновременно с реализацией нацпроекта, в январе. "За два года мы должны сделать эскизный проект, а пока обсуждаем с коллегами из НПО им. Лавочкина организацию процесса, чтобы максимально эффективно работа шла - пара совещаний у нас уже прошла", - добавил он.

Кораблев отметил, что дата запуска будет уточнена по завершении эскизного проекта. "Но точно в пределах текущего периода планирования, не позднее 2036 года. А то уж очень давно мы с Венерой "попрощались", - сказал ученый.

Согласно планам, миссия "Венера-Д" будет состоять из посадочного модуля, аэростатного зонда и орбитального аппарата. Как сообщал весной научный руководитель ИКИ, академик Лев Зеленый, вряд ли стоит ожидать раньше 2034-2035-х годов.

Источник:
tass
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Ср Сен 10, 2025 13:42    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Российские ученые проведут эксперимент по кристаллизации белков в космосе

Ученые из Сибири готовят серию экспериментов по кристаллизации белков в условиях невесомости. Они попытаются изучить трехмерную структуру молекул, которые невозможно исследовать в привычной земной среде. Полученные данные позволят расшифровать механизмы работы важнейших компонентов живых организмов и помогут в создании новых лекарств.

Эксперимент готовят специалисты Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения (ИХБФМ СО) РАН. Как сообщил ТАСС директор научной организации Владимир Коваль, сейчас идет согласование условий проведения предстоящего исследования, запланированного на период 2025–2027 годов.

Кристаллизация белков — процесс, представляющий собой переход вещества из жидкого состояния в твердое с образованием идеально упорядоченной структуры (кристалла). Это ключевой этап в рентгеноструктурном анализе — методе, который используется для определения трехмерной структуры белков. Зная это, ученые могут расшифровать механизмы работы белка, что необходимо прежде всего для разработки новых лекарственных препаратов.

По оценкам биологов, в человеческом теле насчитывается около 25-30 тыс. генов, каждый из которых представляет собой белок. Однако не все белки кристаллизуются в земных условиях. В таком случае, условия космоса становится идеальной лабораторией: отсутствие гравитации, которая на Земле искажает и деформирует хрупкий процесс роста кристалла, открывает новые возможности. На орбите можно изучить белки, которые до сих пор оставались загадкой для ученых, например, мембранные белки, которые не растворяются в воде, или неструктурированные белки, у которых нет жесткой трехмерной структуры в физиологических условиях.

Эксперимент требует тщательной и долгой подготовки, отмечает Коваль. В том числе это связано с тем, что согласование всех технических и научных деталей занимает значительное время. После того как образцы будут доставлены на МКС, пройдут процесс кристаллизации и вернутся на Землю, начнется самый интересный этап работы. Ученые планируют изучить полученные космические кристаллы с помощью синхротронного излучения. Это позволит в мельчайших деталях рассмотреть то, что было скрыто от человеческого взора, и потенциально приблизиться к разгадке секретов тысяч генов в человеческом теле.

Подобный эксперимент, получивший название «Кристаллизатор», в 2009-2022 годах проводил Роскосмос совместно с Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) на борту Международной космической станции (МКС). За это время в условиях микрогравитации провели 18 сеансов эксперимента, закристаллизовав более 270 белков и их комплексов. Были расшифрованы структуры около 165 белков и их комплексов.

Источник:
prokosmos
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Чт Сен 11, 2025 17:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Новые спутники «Метеор-М» получат «суперзрение»

Холдинг «Российские космические системы» модернизировал прибор, который поможет новым спутникам серии «Метеор-М» делать более четкие и качественные изображения нашей планеты. Речь идет о многозональном сканирующем устройстве малого разрешения (МСУ-МР) — его установят на аппарате «Метеор-М» №2-5. Серийное производство этого прибора уже стартовало.

МСУ-МР — это главный прибор оптической аппаратуры «Метеоров-М». В нем проводится первичная обработка снимков при помощи вычислительных средств и алгоритмов — их специалисты загрузили в прибор на Земле. На борту спутника цифровой поток, полученный от МСУ-МР, объединяется с информацией других приборов. Затем эти данные сбрасываются на наземные пункты, а после обработки передаются клиентам.

Прибор МСУ-МР уже хорошо зарекомендовал себя на практике, но его обновленная версия обещает еще большую четкость и детализацию. Конструкторы РКС усилили характеристики прибора, отработали новые технологии и повысили точность измерений.

МСУ-МР, который непрерывно «снимает» Землю в трех видимых и трех тепловых каналах, сможет «видеть» еще лучше и различать больше наземных объектов, природных и техногенных явлений — этого удалось достичь благодаря расширению диапазона фиксируемых температур.

Кроме того, у прибора есть функция дистанционной автоматизированной фокусировки — это позволяет корректировать параметры съемки в зависимости от условий космоса. Еще на МСУ-МР будет режим кругового обзора: он пока экспериментальный, но уже прошел апробацию. С его помощью можно будет эффективнее контролировать состояние аппаратуры.

Отмечается, что модернизированный МСУ-МР установят на спутнике «Метеор-М» №2-5. Обновленную версию прибора уже запустили в серийное производство. «Метеор-М» №2-5 — очередной аппарат космической системы «Метеор-3М». Как и его предшественники, он предназначен для сбора данных ДЗЗ, мониторинга чрезвычайных ситуаций, проведения научных гелиогеофизических исследований и изучения атмосферы.

Источник:
prokosmos
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Пт Сен 12, 2025 14:22    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

РКС запустил в серию источники вторичного электропитания для спутников

Речь идет об устройствах, преобразующих электроэнергию от генераторов и солнечных батарей в электропитание для аппаратуры.

Холдинг "Российские космические системы" (РКС, входит в Роскосмос) запустил серийное производство источников вторичного электропитания из универсальных модулей. Как сообщили в госкорпорации, первые партии планируется задействовать в бортовых системах аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли.

"Холдинг "Российские космические системы" запустил серийный выпуск источников вторичного электропитания для бортовых систем космических аппаратов", - говорится в сообщении госкорпорации.

Там пояснили, что эти источники представляют собой устройства, преобразующие электроэнергию от генераторов и солнечных батарей в электропитание для аппаратуры. "Все новые ИВЭП состоят из универсальных модулей, которые при необходимости можно собирать в любой конструкции в зависимости от требуемых параметров", - добавили в Роскосмосе.

Отмечается, что устройства разработаны на основе уже имеющихся изделий производства РКС, тем самым гарантируется их высокое качество. "Первые партии новых устройств планируется использовать в спутниках связи и аппаратах дистанционного зондирования Земли", - подчеркнули там.

Источник:
tass
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
yorick
Модератор


Зарегистрирован: 27.04.2004
Сообщения: 89185
Откуда: г.Киев

СообщениеДобавлено: Пн Сен 15, 2025 14:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Этапы полета грузового корабля «Прогресс»

Вскоре к МКС отправится российский автоматический транспортный грузовой корабль «Прогресс МС». Для экипажа российского сегмента это долгожданное и важное событие. Корабль доставит более двух тонн необходимого: от топлива для коррекций орбиты станции и научного оборудования до свежих овощей и писем от родных. Но его миссия на этом не закончится. После разгрузки «Прогресс» выполнит еще одну важную задачу, о которой мы расскажем чуть позже.

Незаменимый труженик орбиты
Путь «Прогресса» — это сложный цикл, в котором есть место и точнейшему инженерному расчету, и человеческой радости, и суровой необходимости. Этот процесс можно разделить на четыре больших этапа: тщательная укладка грузов на Земле, их разгрузка космонавтами на орбите, методичное заполнение корабля мусором и, наконец, огненное погребение над Тихим океаном. Давайте разберемся, как выполняется каждый этап.

Как в корабль «Прогресс МС» укладывают грузы
Путешествие «Прогресса» начинается задолго до старта, на предприятии-изготовителе и на космодроме. Здесь специалисты решают сложнейшую задачу: как упаковать более двух с половиной тонн разнообразных грузов в ограниченный объем и сделать это так, чтобы все долетело в целости и сохранности.

Зачем нужен отдельный грузовик
Может показаться, что грузы можно отправлять вместе с космонавтами на пилотируемых «Союзах». Однако эти корабли предназначены в первую очередь для доставки экипажа, и их возможности по перевозке грузов очень скромны — не более 200 килограммов. Для обеспечения жизни и работы на станции этого катастрофически мало. Поэтому и появилась идея создать корабль, который в автоматическом режиме доставит на станцию все необходимое: воду, еду, воздух, топливо и аппаратуру для научных экспериментов.

Инженерное искусство укладки
Процесс упаковки начинается «на бумаге»: в документации подробно прописывается весь перечень грузов, которые полетят на станцию, с подробными массо-габаритными характеристиками. Затем грузы доставляют на космодром Байконур, где и происходит их физическая укладка в грузовой отсек корабля. Это не просто складирование, а настоящее инженерное искусство.

Специалисты должны учесть множество факторов. Во-первых, общая масса. Например, один из кораблей «Прогресс» вез 2634 килограмма грузов, включая топливо, воздух, воду и различное оборудование. Во-вторых, плотность укладки. Инженеры ориентируются на показатель примерно в 300 килограммов груза на один кубический метр объема отсека. Это помогает оптимально использовать все доступное пространство.

Ключевой аспект — это «развесовка», или центровка. Специалисты должны так спланировать расположение грузов, чтобы центр масс корабля находился в строго определенном месте. Это критически важно для устойчивости и управляемости «Прогресса» во время полета и стыковки. Интересно, что тот же самый принцип космонавты будут использовать позже, когда станут загружать корабль мусором перед его отправкой со станции. Это показывает, насколько фундаментальны законы физики: корабль должен быть сбалансирован идеально, неважно, везет ли он ценное научное оборудование или мусор и пустую упаковку.

Защита от перегрузок и дисбаланса
Во время выведения на орбиту корабль и его содержимое испытывают большие перегрузки, которые могут достигать четырех и более единиц. Чтобы грузы внутри «Прогресса» не «растрясло» они не смещались, их нужно надежно закрепить. Для этого инженеры разрабатывают специальную упаковку и крепежные элементы: полки, стеллажи и различные фиксаторы.

Большинство грузов упаковывают в стандартные контейнеры, которые затем размещают на стеллажах. Но для некоторых уникальных, негабаритных или хрупких предметов создают индивидуальные системы крепления. Яркий пример — скафандр «Орлан-МКС». Для его транспортировки изготавливают специальный стеллаж: он гарантирует, что скафандр долетит до станции в полной сохранности. Рутинная, казалось бы, упаковка становится отдельной профессией. Она включает создание идеальных технических решений для эффективной, надежной и безопасной доставки грузов: для каждого ценного предмета разрабатывается уникальная конструкция.

После загрузки «Прогресса» выполняется контрольная балансировка и взвешивание. Точные данные о массе и ее распределении критически важны для определения траектории движения корабля и его управляемости. Если положение центра масс значительно отклоняется от нормы, грузы придется переукладывать заново. Это может занять много времени и сил, поэтому важно заранее продумать их расположение в грузовом отсеке.

Если отклонения небольшие, их можно скорректировать с помощью заправки топливом. В корабле несколько баков, расположенных в разных местах. Заправляя в разные баки разное количество топлива, можно балансировать «Прогресс». А регулируя общее количество заправляемого топлива, можно держать стартовую массу в нужных пределах.

Что везет корабль «Прогресс»
«Прогресс» доставляет на МКС грузы разных категорий. Значительная часть («сухие грузы») содержится в герметичном грузовом отсеке — это оборудование для обслуживания российского сегмента станции, расходные материалы для систем жизнеобеспечения, одежда, медикаменты, гигиенические средства, продукты питания и научная аппаратура. Общая масса «сухих грузов» обычно не превышает 1500 килограммов.

Не менее важны жидкости и газы. В отсеке компонентов дозаправки «Прогресс» везет топливо для поддержания орбиты МКС (до 870 килограммов), питьевую воду (420 килограммов), кислород, азот и воздух для пополнения атмосферы станции. Общая масса газов — порядка 50 килограммов.

В разных полетах доля «сухих грузов» и компонентов топлива могут различаться в большую или меньшую сторону — важно, чтобы общая масса в итоге не превышала 2600 килограммов.

Есть и особая категория — «срочные грузы». Это скоропортящиеся продукты, например, свежие фрукты и овощи, или материалы для биологических экспериментов. Их нельзя загрузить за несколько недель до старта и, в отличие от остальных грузов, которые разгружаются в соответствии с планом работ, их необходимо извлечь из «Прогресса» сразу по прибытии корабля на МКС.

Поэтому их укладывают в самый последний момент, когда ракета уже стоит на стартовом комплексе, через боковой люк грузового отсека корабля. Такая схема решает сразу две задачи. Во-первых, сокращается время хранения чувствительных грузов. Во-вторых, космонавты смогут забрать их в первую очередь сразу после стыковки. На Земле так работают логистические системы, разработанные по концепции «точно в срок».

Как космонавты на МКС встречают корабль «Прогресс МС»
Для экипажа МКС прибытие грузового корабля — всегда радостное событие. Это не только пополнение запасов, но и свежие новости с Земли в виде посылок от близких. Процесс встречи и разгрузки «Прогресса» — это четкая и отработанная процедура.

Первые шаги после стыковки
Сразу после того, как «Прогресс» причаливает к станции, начинается работа. О ней рассказывал космонавт Михаил Корниенко: «Сначала экипаж выравнивает давление в пространстве между люками корабля и станции при помощи специальных клапанов. Затем открывается люк со стороны станции, а следом — люк самого корабля».

Но прежде чем начать разгрузку, нужно демонтировать стыковочный узел, чтобы он не мешал проходу космонавтов с грузами. Эта довольно громоздкая конструкция. На Земле она весит много, но в невесомости, как отмечал Корниенко, с ней можно легко управляться. Этот момент наглядно демонстрирует разницу между массой и весом: объект остается массивным и инертным, но ничего не весит. Космонавты снимают стыковочный узел и временно убирают его. Перед отстыковкой корабля его установят на место. После этого в грузовой отсек проводят воздуховоды для вентиляции и устанавливают освещение, превращая его во временное рабочее помещение.

Космическая инвентаризация
Процесс разгрузки, по словам Михаила Борисовича, похож на то, как мы разбираем сумки после похода в супермаркет, но с одним важным отличием — строжайшим учетом. На станции огромное количество вещей, и без системы инвентаризации найти что-либо было бы невозможно. Поэтому каждый контейнер и каждый предмет, доставленный «Прогрессом», помечен штрихкодом.

Упаковка скафандра «Орлан-МКС» перед отправкой на станцию
Космонавты с помощью сканера заносят каждую вещь в бортовую базу данных. Эта система, как говорил Корниенко, «буквальным образом спасает». Кроме того, с Земли экипаж получает подробный план, где указано не только что прилетело, но и где конкретно на станции это нужно разместить — в служебном модуле, функционально-грузовом блоке или где-то еще. Поэтому МКС — не только научная лаборатория, но и сложный орбитальный склад. В космосе логистика и управление запасами играют не менее важную роль, чем научные исследования.

«Жемчужины» грузовика
Помимо стандартных грузов, «Прогресс» привозит и то, что космонавт Олег Артемьев назвал «жемчужинами коллекции»: личные посылки от родных и близких. Эти маленькие контейнеры особенно ценны для людей, которые месяцами находятся вдали от дома.

«Содержимое этих посылок очень трогательное, — сказал Олег Германович. — Письма от мамы, дочки и сына, любимые конфеты «Бабаевские», горчица, сушеное мясо (говядина, оленина и даже курица), шоколадные батончики Snickers, Mars и Bounty. Иногда прилетают даже наборы для приготовления суши с васаби и имбирем». Эти мелочи — мощная моральная поддержка для космонавтов. Инженеры выделяют драгоценное место и массу для таких посылок, потому что для успеха длительных экспедиций важно поддерживать психологическое здоровье экипажа.

Из поставщика в мусоровоз: вторая жизнь грузового корабля «Прогресс МС»
После того как все доставленные грузы перенесены на станцию, «Прогресс» не стоит без дела. Начинается его вторая и последняя миссия — он становится главным мусорным контейнером российского сегмента МКС.

Проблема космического мусора
На Земле мы просто выносим мусор, но в космосе все сложнее. МКС — это замкнутая система. Выбрасывать отходы за борт категорически запрещено. В открытом космосе даже маленький предмет, например болтик, превращается в опасный снаряд, летящий с огромной скоростью. Если его орбита пересечется под углом с орбитой другого космического аппарата, он повредит обшивку другого корабля или спутника.

А мусора на станции накапливается немало. Даже три человека при крайне аккуратном обращении с припасами и оборудованием за год производят около двух тонн отходов. В жилом объеме российского сегмента, составляющем всего 265 кубических метров, это быстро становится проблемой. Космический мусор — такой же, как и бытовой: упаковки от грузов и еды, использованные салфетки, ношеная одежда (стиральной машины на МКС нет), а также отработавшее оборудование и различные расходные материалы.

Система сбора и утилизации
На станции действует продуманная система обращения с отходами. Чтобы сэкономить место, мусор стараются максимально спрессовать. Отходы упаковывают в специальные вакуумные пакеты, чтобы уменьшить их объем. Сухие отходы, такие как бумага или пластик, плотно трамбуют, собирая в небольшие контейнеры. Все остальное, и сухое, и влажное, складывают сначала в небольшие пакетики, а затем — в большие прорезиненные мешки, которые не пропускают влагу.

Когда грузовой корабль полностью разгружен, он превращается в большой отсек для сбора мусора. Космонавты методично переносят в него все накопившиеся мешки и контейнеры с отходами. Эта работа — неотъемлемая и важная часть жизни на орбите, хоть и не такая захватывающая, как научные эксперименты.

Таким образом, «Прогресс» является идеальным примером эффективной логистической системы. Он выполняет две противоположные, но одинаково важные функции в рамках одной экспедиции: сначала доставляет ресурсы, а затем увозит отходы, оставляя станцию чистой.

При загрузке мусора экипаж снова вспоминает о центровке. Как и инженеры на Земле, они соблюдают правило баланса: тяжелые мешки располагают друг напротив друга, легкие — напротив легких. Космонавты стараются загрузить корабль по максимуму. Олег Артемьев рассказывал, что в «Прогресс МС-18» загрузили около 1,3 тонны мусора, потому что следующий «грузовик-мусоровоз» ожидался не скоро.

Однако злоупотреблять трамбовкой всего ненужного в «Прогресс» не стоит: 25 июня 1997 года при проверке нового метода дистанционного управления грузовым кораблем произошла авария. «Прогресс М-34» потерял контроль и столкнулся со станцией «Мир». В результате удара была повреждена одна из солнечных батарей и пробита обшивка модуля «Спектр». Причина оказалась в перегрузе корабля мусором. Из-за этого изменилась его динамика полета и нарушилась центровка.

Конденсат из воздуха (влага, испаряющаяся от дыхания и пот космонавтов), не выбрасывают. Она проходит через сложную систему регенерации и очищается до состояния питьевой. Хотя космонавты обычно используют эту воду для технических нужд, например для выработки кислорода, сама технология позволяет значительно экономить запасы воды, доставляемой с Земли.

Когда «Прогресс» под завязку набит мусором и отработавшим оборудованием, наступает время прощания. Финальный этап его миссии — это тщательно контролируемый уход с орбиты и сгорание в атмосфере.

Последние приготовления
Перед отстыковкой экипаж проводит заключительные операции. Космонавты должны убедиться, что весь мусор надежно закреплен и не будет перемещаться внутри корабля во время маневров. Затем они выключают в «Прогрессе» свет, закрывают люк и устанавливают на место демонтированный стыковочный агрегат.

После этого следует важнейшая процедура — проверка герметичности. В пространстве между люками создается небольшое давление, после чего его стравливают до определенного значения. Затем в течение 30 минут экипаж следит за показаниями манометров. Если давление не меняется, значит, люки закрыты герметично, и можно проводить расстыковку. Корабль отчаливает, освобождая стыковочный узел для следующего «Прогресса».

Управляемый спуск и сгорание
Отстыковавшись, корабль отходит от станции на безопасное расстояние. Если план не предусматривает выполнение каких-то задач в автономном полете, «Прогресс» выполняет серию тормозных импульсов двигателями, чтобы сойти с орбиты по точно рассчитанной траектории.

Когда «Прогресс» входит в плотные слои атмосферы, он начинает плавиться и разрушаться. Из-за аэродинамических нагрузок и трения о воздух корабль разогревается до температуры свыше 2000°C. У него тонкая оболочка без теплозащиты, которая есть у спускаемого аппарата «Союза». Поэтому грузовой корабль буквально рассыпается на обломки разной величины. При таком жаре большая их часть сгорает, превращаясь в яркий болид. Этот процесс происходит на очень большой высоте, поэтому с Земли его практически никогда не видно. По сути, атмосфера планеты защищает нас, сжигая космический мусор так же, как она сжигает большинство метеоритов.

Кладбище космических кораблей
Однако корабль сгорает не полностью. Часть наиболее массивных элементов (некоторые толстостенные шпангоуты, элементы двигательной установки, рамы приборов и агрегатов) разрушается не до конца. Траектория спуска в атмосфере рассчитывается так, чтобы эти несгоревшие остатки упали в строго определенный район Мирового океана. Это место известно как кладбище космических кораблей. Оно находится в южной части Тихого океана, в точке, максимально удаленной от любой суши и судоходных путей. Выбор этого района гарантирует, что даже если какие-то наиболее упорные фрагменты корабля переживут огненный вход в атмосферу, они упадут в воду и погрузятся на дно океана. Там они не представляют никакой опасности для людей.

Незаменимый труженик орбиты
Полет каждого «Прогресса» — это история полного цикла служения космосу. Он начинает свой путь как высокотехнологичный и надежный курьер, доставляющий на орбиту все, что нужно для жизни и науки. А заканчивает его как эффективная система утилизации, которая помогает поддерживать чистоту и порядок на нашем космическом доме.

Запуски ракет, научные открытия и выходы в открытый космос всегда находятся в центре внимания. Однако за всеми этими яркими событиями стоит рутинная, но абсолютно незаменимая работа. И космические грузовики «Прогресс» — это настоящие труженики орбиты, без которых долгосрочное присутствие человека в космосе было бы просто невозможным.

Источник:
prokosmos
_________________
OLED Panasonic TX-65HZ980E; Pioneer LX-5090; Vu+ Duo 4K; AX HD61 4K; DM8000; Inverto Premium ZXC 120cm, Strong SRT-DM2100 (90*E-30*W), many different cards&CAM's (incl. PRO) for Pay TV

Желаю, чтобы у Вас сбылось то, чего Вы желаете другим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Форум Sat-Digest -> Новости спутникового ТВ и технологий Часовой пояс: GMT + 2
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 76, 77, 78
Страница 78 из 78

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © phpBB Group
Русская поддержка phpBB

© 2001-2024

Администрация и владелец форума не несут ответственности за ущерб или упущенную выгоду,
причинённые в результате использования или невозможности использования информации с этого форума.
Администрация и владелец форума не несут ответственности за содержание рекламной информации,
а также за содержание рекламируемых интернет-ресурсов.
Вы пользуетесь представленной здесь информацией и доверяете рекламодателям на свой страх и риск!
Администрация и владелец форума не несут ответственности за информацию и высказывания, размещённые в сообщениях пользователей форума.
Все высказывания и информация, размещённые на форуме и не имеющие ссылки на первоисточник,
выражают точку зрения исключительно автора конкретного сообщения на форуме
и никак не связаны с точкой зрения администрации или владельца форума.
Администрация старается удалять оскорбительные сообщения как самостоятельно, в процессе модерации, так и по конкретной претензии от третьего лица.
Однако удаление может происходить с некоторой задержкой. Надеемся на Ваше понимание.
В процессе использования сайта и форума некоторые даннные автоматически передаются на сервер с помощью установленного на устройстве Пользователя
программного обеспечения, в том числе IP-адрес, данные cookies, информация о браузере Пользователя, технические характеристики оборудования
и программного обеспечения, используемых Пользователем, дата и время доступа к Сайту, адреса запрашиваемых страниц и иная подобная информация.
Эти данные необходимы для нормального функционирования сайта и форума и не доступны третьим лицам.
Кроме того, на сайте и форуме установлены части кода, которые передают аналогичные данные на сервера компании Google Inc. Подробнее можно ознакомиться по ссылке.
Продолжая использовать сайт или форум Вы даёте согласие на предачу, хранение и обработку этих данных.